Дополнительные инструменты исследования «Работы Байрон Кейти»

20

Ниже приведен список, состоящий из четырех основных и нескольких дополнительных вопросов, — они могут вам пригодиться при исследовании мысли, от которой вы долго не можете избавиться.

1. Правда ли это?

Если вы отвечаете «Нет», переходите к вопросу 3. Возможные дополнительные вопросы:

♦ Каковы реальные факты? Было ли такое? (Часто с этого вопроса нужно начинать — когда мысль, которую вы исследуете, содержит долженствование: «Муж должен меня слушать», «Этого не должно быть». Исследование оперирует только реальными фактами. «Он должен» — в то время, как он этого не делает, — мысль, противоречащая реальности. Тому, кто докапывается до правды, от нее никакой пользы. Мужья должны делать то, что уже делают. Поэтому на вопрос «Он должен заботиться—правда ли это?» нужно всегда отвечать «Нет», пока вы не решите, что он действительно заботится. «Этого не должно быть» не может быть правдой, если только этого действительно нет.)

2. Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда?

Возможные дополнительные вопросы:

♦ Можете ли вы знать больше, чем знает Бог/реальность?

♦ Чьими делами вы занимаетесь?

♦ Можете ли вы действительно знать, что в конечном итоге окажется лучшим вариантом для него/нее/ вас?

♦ Можете ли вы абсолютно точно знать, что были бы счастливее или что ваша жизнь улучшилась бы, если бы вы получили желаемое?

3. Как вы реагируете, когда вы верите этой мысли?

Возможные дополнительные вопросы:

♦ Что происходит, когда вы верите в эту мысль?

♦ Опишите физические ощущения, которые вы испытываете, когда верите в эту мысль?

♦ Куда это чувство проникает, в какой части тела вы его ощущаете, когда верите этой мысли? Опишите все. Что ваши чувства вам открывают, когда появляется эта мысль? Не зажимайте свои чувства; определите, какой процент вашего тела они себе подчиняют. К чему эти чувства вас приводят?

♦ Какие картины вы себе представляете (если представляете), когда верите этой мысли?

♦ Какие образы возникают в вашем воображении из вашего прошлого или будущего, когда вы верите в эту мысль?

♦ Как вы обращаетесь с другими людьми, когда верите этой мысли? Как вы относитесь к другим, когда вы придерживаетесь своих убеждений о них? Что именно говорите? Что именно делаете? На кого и как совершает нападки ваш ум? Описывая свою реакцию, дайте как можно больше конкретики.

Как вы относитесь к себе, когда вы верите этой мысли?

♦ Какие привычки/ пристрастия у вас возникают, когда вы верите в эту мысль? (Алкоголь, кредитные карточки, еда, телевизор?)

♦ Чего вы боитесь, что может произойти, если вы перестанете верить этой мысли? (Позже подвергните исследованию этот список ваших страхов.)

♦ Как вы жили, когда верили этой мысли? Дайте детальное описание. Вспомните прошлое.

♦ Где витает ваш ум, когда вы верите этой мысли?

♦ Чьими делами вы мысленно занимаетесь, когда верите этой мысли?

♦ Где и в каком возрасте эта мысль впервые пришла вам в голову?

♦ Эта мысль вызывает у вас умиротворение или вызывает стресс?

♦ Чего вы не можете делать, когда вы верите в эту мысль?

♦ Какая польза вам оттого, что вы придерживаетесь этого убеждения?

♦ Можете ли вы найти причину, оправдывающую ваш отказ от этой мысли (пожалуйста, не пытайтесь отказаться от этой мысли прямо сейчас) ?

♦ Можете найти не связанную со стрессом причину держаться за эту мысль дальше? Если можете, составьте список таких причин. Действительно ли эти причины не имеют ничего общего со стрессом ? Как влияет стресс на вашу жизнь и работу?

Кто или что на самом деле оказало на вас влияние — событие, обстоятельство или конкретный человек или ваши мысли о событии, обстоятельстве или о конкретном человеке?

4. Кем бы вы были без этой мысли?

♦ Кем бы вы были, если бы не верили этой мысли?

♦ Закройте глаза и представьте себя рядом с тем человеком (или в той ситуации) без этой мысли. Опишите свои ощущения. Что вы видите?

♦ Представьте, что вы впервые встретились с этим человеком и никаких мыслей о нем у вас нет. Что вы видите?

♦ Кем вы являетесь сейчас, сидя здесь без этой мысли?

♦ Как бы вы жили без этой мысли? Как изменилась бы ваша жизнь, если бы эта мысль даже появиться у вас не могла?

♦ Как изменилось бы ваше отношение к окружающим, если бы у вас не было этой мысли?

В тот момент, когда вы забываете, что вы испытываете отрицательные эмоции, вы чувствуете себя плохо?

Сделайте разворот мысли

Утверждение можно перевернуть на противоположное, на себя, на другого человека. Иногда возможны и другие варианты. Вы можете заменить объект в предложении на «мои мысли» или «мое мышление». Найдите три конкретных искренних примера того, почему переворот справедлив в той же или большей степени, что и первоначальное утверждение. Возможные дополнительные вопросы:

♦ Можно ли сказать, что этот разворот не менее, а то и более правдив, чем изначальное утверждение?

♦ Как этот разворот проявляется в вашей нынешней жизни?

♦ Что бы вы делали, как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы жили в соответствии с этим разворотом!

♦ Видите ли вы другие развороты, которые кажутся вам не менее, а может и более, правдивыми?